|
Покрытие защитным лаком<-Назад | Покрытие иконы – сложнейший момент. Во все века иконописцы сталкивались с этим. В древности икону покрывали льняной олифой, разновидностью лака, приготовленного на основе вываренного растительного (льняного) масла. Вероника также использует для покрытия иконы натуральную льняную олифу, хотя в наше время хорошую льняную олифу нелегко найти. Какую олифу считают хорошей? Это должна быть натуральная (желательно льняная) олифа. Она должна быть светлая, прозрачная. Время ее «вставания» (загустевания) должно быть около 6-8 часов и не более, а до момента высыхания – сутки. В брошюрах-пособиях по иконописанию всегда приводится древний рецепт покрытия, при котором льняную олифу наливают глубокой лужей на икону и выжидают момент «становления». Этот момент длится около пяти минут и очень важно не пропустить его и успеть снять олифу тыльной стороной руки, с которой избытки счищаются лезвием ножа. В мастерских Палеха существовало особое помещение для покрытия живописи олифой, изолированное от посторонних людей, куда входил или где находился только мастер. Этим предотвращалось излишнее движение пыли в воздухе. В зимнее время после того, как олифа «встала», иконы в Палехе выставляли «на мороз» (в неотапливаемое помещение) — для скорейшего образования неподвижной пленки. Но у мастера свой секрет покрытия иконы олифой. При нём икона вместе с доской наиболее сильно пропитываются олифой, что способствует особой прочности и более длительному сохранению качества изображения иконы. Первоначальное — поверхностное просыхание олифы происходит за 2 – 3 дня, полное – не ранее чем через месяц. Постепенно сильный лакированный блеск уходит и икона становится матовой, как и положено настоящей качественной иконе. Это происходит в течение 4-5 лет. Только тогда икона становится совершенной. |