|
ПозолотаЕсть множество способов нанесения позолоты, но все их можно разделить на два основных типа: клеевое и лаковое (морданное) золочение. В работе над иконой я использую клеевое золочение «на полимент». Для позолоты я использую белое золото 500 пробы и желтое золото 995 пробы. Качество позолоты зависит от того, как подготовлена основа, на которую она наносится. Подготовительные работы занимают 90% времени. Для позолоты «на полимент» - сначала выравнивается поверхность иконы. Левкас должен быть зачищен от мельчайших ризок, которые оставляет шкурка. Затем наносится тонкий слой полимента. Полимент состоит из: красной глины (болюса), клея, воска и жира. В готовый полимент мы добавляем жидкий (3%) желатиновый клей таким образом, чтобы он ложился на левкас как жидкая акварельная краска не оставляя следов от кисти. Полимент должен быть мягким и пластичным – легко шлифоваться, не осыпаясь при этом. Готовую поверхность натираем специальной тканью до блеска. Если же не натирать, то возможно делать и матовую позолоту. Разной по блеску позолотой можно выделить орнамент предварительно нанесенный цировкой на икону. Для нанесения сусального золота нужны следующие инструменты: веерная кисть (лапка - лампемзель), нож, кожаная подушечка. Золото аккуратно выкладывается на подушечку и разрезается. Для «лакового» золочения сейчас в специализированных магазинах продается импортное «трансферное» золото. Оно проложено не чистыми листочками кальки, как обычное сусальное, а листочками - на которые нанесен тонкий слой воска. Золотые листки благодаря этому слою держатся на бумаге. Таким образом, острыми ножницами возможно даже разрезание золота вместе с бумагой на кусочки нужного размера и нанесение его на поверхность без «лапки». Когда позолота нанесена – поверхность шлифуется хлопковой ватой. Можно также использовать мягкий, лайкровый (дорогостоящий) капроновый чулок – он в отличие от ваты не оставляет ворсинок. При «полиментной» позолоте возможно дополнительное шлифование специальным инструментом на основе агата – «зубом». Именно благодаря этой шлифовке и можно выделять орнамент разной по блеску позолотой. Сделать такую позолоту профессионально сложно. Существует множество тонкостей и нюансов, которые невозможно описать, но можно только подсмотреть у мастера. А главное: опыт. Необходимо заниматься позолотными работами каждый день несколько лет, чтобы появилось нужное качество и уверенность в стабильности работы. |