|
РоскрышьРаскрыть» или «открыть» икону – так говорят иконописцы, когда заполняют красками подготовленный рисунок. Этот этап работы характерен для традиционной иконописи - его нет в академической живописи. На иконе – мир нетварный, Вечный. В иконописи используются чистые локальные цвета, каждый из которых несет смысловую нагрузку, раскрывающую сущность предмета. Например, если предмет (плащ святого мученика) красный, он реально имеет этот цвет - и мы киноварью целиком закрашиваем нужное место. Красный цвет плаща говорит о мученической кончине святого за Христа. А бордовый или малиновый цвет – о царственности. В православной традиции у Пресвятой Богородицы мафорий, верхняя одежда - пурпурная (раскрываем гематитом), как у Царицы Небесной. На католических иконах и изображениях появившихся под влиянием западной культуры - мы встречаем у Божией Матери мафорий синего цвета, как знак небесной чистоты Приснодевы. «Цвет» – не одно и то же, что «краска». Чтобы получить подходящий цвет нужно соединить несколько красок. Не просто «разложить» локальные цвета таким образом, чтобы создать гармоничный колорит будущей иконы. Главный принцип их наложения заключается в том, чтобы каждый следующий цвет идеально гармонировал с уже нанесёнными на икону. Под лики и руки святых накладывается цвет, который мы называем «санкирь». Он может быть от темно-зеленого, почти черного до светло-коричневого цвета. В разных мастерских в разное время использовали разные санкири и имели свои рецепты их приготовления. Например: умбра натуральная + белила или сиена натуральная + сажа + белила, а, может быть окись хрома + кадмий оранжевый и т.д. |