|
Прописка доличной части«Доличной частью» называетя все, что пишется до Ликов (рук, ног) святых. Это: пейзаж (горки, деревья, вода), архитектура и складки одежд. В основе - техника постепенного высветления. Для этого мастер кладёт широкой кистью первый цвет, затем, более тонкой кистью – второй цвет (он занимает меньшую площадь и находится в пределах первого цвета), а третий цвет занимает совсем маленькую площадь и нанесен поверх двух предыдущих слоев тонкой кистью. На древних иконах очень хорошо видны эти три последовательные прописки. На древних же иконах высветления одежд яркие, отточенные, словно стрелы. Одежды светятся изнутри. Это не земные материальные ткани, из которых они могли бы быть сшиты и в которые одевались святые при земной жизни – а преображенные, невещественные, драгоценные. Когда высветления одежд сделаны, по объему фигур проставляются притинки, а на концах тупых складок темные точки (клопы). Чистыми белилами отмечаем акценты (их также называют оживки или движки). Прописка горок, воды и архитектуры ничем не отличается от прописки складок. Но зачастую делается не три высветления, а – два. Используемые в иконописи природные минералы не все пригодны для троекратного разведения с белилами, некоторые из них имеют свою прозрачную структуру, например, азурит (лазурит). В таком случае высветления накладываются чистыми белилами: сначала более жидкими, затем – густыми. Между слоями можно прозрачно прокрашивать(лессировать) слой основного цвета. Такие краски сильно темнеют и проявляются не сразу, а - через сутки. |